Воспоминания

Воспоминания иерея Владимира Шевелина, Смоленск

Будучи учащимся Смоленской семинарии, я неоднократно обращался к схимонахине Макарии за духовными и житейскими советами, которые в ее устах всегда были выражением воли Божией.
Однажды был исцелен подвижницей от тяжелого недуга, весьма затруднявшего учение в семинарии. По поводу моего недуга проявлял беспокойство ректор семинарии о. Виктор Савик. Исцеление произошло в несколько дней после того, как матушка Макария пообещала помолиться обо мне.
Неоднократно при посещении старицы я был свидетелем ее прозорливости. Матушка обличала меня в грехах, как будто видела все содеянное мною своими глазами. Как-то матушка Макария в конце нашей беседы спросила меня:
— Как твои детки?
— Какие, Матушка? Может быть, сиротки из интерната, которых я крестил?
— Да, — утвердительно говорит она.
— В пионерском лагере, наверное, — отвечаю ей.
— Ребенок твой голодный, — говорит она с горестью.
Я понял, что мне необходимо накормить какого-то ребенка. Приехав в интернат, спросил, где находятся мои духовные чада. Узнал, что младшая из них, восьмилетняя Лена, попала в больницу с переломом ключицы. Я поехал к ней. При встрече она сказала мне, что хочет хоть что-нибудь поесть. В больнице кормили одной манной кашей, да и той давали совсем немного.
Я часто видел, что своим духовным взором матушка Макария заранее узнавала о своих посетителях. Она беспокоилась о тех, кто стоял на холоде в ожидании своей очереди. Подсказывала “хожалкам” местонахождение какой-нибудь потерянной ими вещи, которой они не могли найти.
Неоднократно я был свидетелем исцелений через освященные схимонахиней Макарией воду и масло, которые я привозил недужным. Мою тещу, Трубицыну Марию Федоровну, Матушка исцелила от рака печени. Жена моя, фельдшер, рассказала, что медработникам пришлось уничтожить историю болезни из опасения обвинения их в некомпетентности.
Учительница Гагаринской школы-интерната Анна Павловна рассказывала мне, как матушка Макария исцелила ее от рождения глухую дочку. Исцелила и больную полиартритом ее дальнюю родственницу, которая к моменту обращения к старице уже не могла самостоятельно передвигаться.
При этих исцелениях также проявлялась ее удивительная прозорливость. Так, когда отец глухой девочки вошел с ребенком в дом Матушки, то прямо с порога услышал ее замечание: “Ну вот, ребенка привезли, а мамаша думает, что я не помогу, в машине осталась сидеть, даже в дом зайти не захотела”.
Родственница же Анны Павловны, сама по себе добрая, но вспыльчивая, на предложение поехать к матушке Макарии в период обострения болезни, ответила не совсем прилично. Но нужда все же заставила ее через несколько дней поехать к старице, и она обратилась к ней с просьбой: “Матушка Макария, вылечи мои ножки”. В ответ она услышала от Матушки, чтоб та принесла со святого источника в ведре воды.
— Матушка, да я же безногая, — взмолилась она, — как ты меня посылаешь?
— А как ты меня позавчера посылала?..Ну теперь иди!
“Вышла из дома — ползу ползком, а пришла в дом в полном здравии по молитвам Матушки”, — рассказывала она после.
Блаженная старица заботилась о спасении не только глубоко верующих людей, но и весьма далеких от Церкви. Она явственно видела, каков духовный уровень того или иного человека, и давала, в меру его разумения, советы о спасении его души. Готовых на духовные подвиги благословляла брать серьезное молитвенное правило по четкам или по “Каноннику”, читать и изучать священное писание. Новообращенных же, без подготовки, не благословляла читать святое Евангелие во избежание ложного толкования истин Божественного откровения горделивым человеческим умом.
Есть люди, лично не знавшие схимонахиню Макарию, которые утверждают, будто некоторые современные старцы-духовники относятся к ней негативно. По этому вопросу я лично имел беседы с общепризнанными в России старцами: с архимандритом Кириллом и с игуменом Космой из Троице-Сергиевой лавры, со схиигуменом Илием из Оптиной пустыни, с протоиереем Николаем с острова Залит, с архимандритом Агафангелом и монахиней Варварой из Старой Русы. Все они одобрительно отзывались о матушке Макарии Темкинской-Смоленекой. С их слов я понял, что блаженная схимонахиня Макария будет канонизирована во время, определенное Господом. И что “добиваться ее канонизации — дело богоугодное”, как сказал старец о. Николай (Гурьянов).
Воспоминания